Обзор теста зимних шин 2020-2021 от журнала За Рулем
Объективна ли стоимость современных автомобильных шин премиальных брендов? Выяснить это взялись эксперты издания «За Рулем». Они провели тест для 14 моделей фрикционных зимних покрышек размером 205/55R16. В результате проведенных всесторонних испытаний им удалось сформировать рейтинг лучших зимних шин 2020-го года.
В современных реалиях коронавируса шинный рынок в России потерял около 25% продаж, что заставляет отдельных производителей снижать цены для стимулирования продаж, нарушая существовавшую длительное время иерархию. В результате соотношение между ценой и качеством сегодня разнится весьма серьезно.
Участники рейтинга 2020 года
Для тестирования представители «За Рулем» выбрали представителей различных ценовых сегментов. Среди бюджетников выбор пал на отечественные покрышки Viatti Brina и Sailun Winterpro SW61 (Китай). Их стоимость на рынке не превышает 3,5 тысяч рублей, и ожидать дальнейшего удешевления не стоит.
Больше всего набралось представителей среднего сегмента с ценником в пределах 4-5,5 тысяч рублей. Сразу три модели представлены корейскими бредами: Marshal Zen KW31, Hankook Winter i* Cept iZ2, Nexen WinGuard ice Plus.
Япония оказалась представлена покрышками Toyo Observe GSi-6 HP, Yokohama IceGuard IG60. Здесь же представлены шины Gislaved Soft Frost 200 словацкого производства и произведенные в России Nordman RS2. В сегменте появились и представители элитных брендов, на которые снизили цены – Pirelli Ice Zero FR российского происхождения и польские Goodyear UltraGrip Ice 2.
Среди представителей премиальной группы в испытаниях 2020-го года участвовали немецкая Continental VikingContact 7 и Nokian Hakkapeliitta, имеющая российское происхождение. Среди участников оказались и шины BFGoodrich g-Force Winter 2, представленные вне общего зачета. Дело в том, что их рисунок протектора больше ориентирован на мягкие зимы с теплой погодой, и будет интересно сравнить их возможности с классическими фрикционными моделями «скандинавского» типа.
Площадка для тестирования
В нынешнем году эксперты «За Рулем» сделали выбор в пользу Лапландии. В 2019-м году испытания также проводились здесь, и созданные природой и человеком условия можно считать практически идеальными для определения реальных возможностей шин.
Выбор пал на трассу White Hell, используемую компанией Nokian. В качестве авто для тестирования был выбран Skoda Octavia с включенными электронными системами безопасности. Их отключение проводили только для экспертной оценки.
Тесты на льду
В первую очередь представители «За Рулем» попробовали резину на ледяной поверхности. Проведены были замеры времени разгона до 30км/ч (с 5км/ч) и торможения до 5км/ч (с 30км/ч). Лидером в первом упражнении оказались шины от Continental, а во втором лидеров оказалось двое, Continental и Goodyear.
Самое слабое сцепление продемонстрировали шины Nexen и BFGoodrich. Они же оказались аутсайдерами и на торможении. Сильным оказался разброс результатов. По сцеплению огромные 62%, по торможению скромнее – 23%.
Поперечное сцепление определялось путем прохождения полноценного круга на трассе. В лидерах опять Continental и Goodyear. Самые слабые результаты у китайских Sailun и BFGoodrich. Время круга на них оказалось на 14% больше.
В тестах на управляемость лидером оказалась Pirelli, продемонстрировавшая мягкость и точность стабилизации. Даже в скольжении шины позволяют управлять рулем. Никакой нареканий, пусть и без яркости ощущений, не вызвали покрышки Nokian и Nordman. Крайне слабо выступили в тесте Marshal и все те же BFGoodrich. Последние вообще опасны, так как сцепление может исчезнуть совершенно неожиданное, а восстановление происходит очень долго. Причем водитель даже не понимает, в каком положении находятся колеса. Для бренда Marshal результаты в целом те же, но с большим сохранением сцепления.
Езда по снегу
На испытаниях водители издания «За Рулем» оценивали скорость разгона с места до 40км/ч и тормозной путь при снижении скорости с 40км/ч до 5км/ч. Разница в результатах оказалась не сильно большой 7-9%. Лидером по обоим направлениям оказался Nordman. Для Continental разгон оказался идентичен, но торможение хуже. Приятно удивили шины Viatti.
Показатели управляемости определялись в двух режимах, при плавном управлении и агрессивном вождении. В первом случае наилучшие показатели были продемонстрированы немецкими и итальянскими шинами. Неплохо справились с упражнением представители брендов Nokian, Toyo, Goodyear, BFGoodrich. Худшие оценки представители «За Рулем» выставили китайской резине Sailun. Для нее характерна существенная задержка с реакцией, слабая информативность и неожиданные срывы в занос.
При агрессивном вождении эксперты выделили только Continental, отмечая уверенное управление на всех режимах. Без нареканий в тестах на снегу 2020-го года продемонстрировали себя шины от Goodyear, Nokian, Pirelli, Hankook, Nordman и Toyo. Опять хуже всех оказались покрышки от Sailun. Например, при перекладке руля от водителя требуется высокое мастерство, чтобы удержать машину от неконтролируемого заноса. Для людей без соответствующей подготовки операция завершится аварийной ситуацией.
Провели представители «За Рулем» и тест на резкое перестроение. Лидеры в упражнении оказались неожиданные, если Pirelli представитель топ-сегмента, то от BFGoodrich никто высоких результатов не ожидал. Аутсайдер опять Sailun. Китайские шины полностью непредсказуемы. Склонность к заносам делает опасным маневрирование для водителя средней руки, не имеющегося специальных навыков.
Определение показателей курсовой устойчивости проводилось на скоростях 100-110км/ч. Лидер опять Pirelli, а слабейший результат неожиданно продемонстрировала продукция Toyo. Для шин японского бренда характерна значительная задержка реакции и вязкость на руле. При езде по снегу водитель на таких шинах устанет значительно быстрее, чем его коллеги на продукции других брендов.
Последним испытанием, предложенным для участников тестирования, стала езда по глубокому снегу. Лучшие результаты в очередной раз у Continental и Nordman, обеспечивших и должный уровень тяги, и возможность маневрирования. Шины Nexen тест провалили, просто отказываясь ехать вперед, но хоть задний ход у автомобиля остался.
Лучшие «За Рулем»
Рейтинг лучших зимних шин в 2020-м году возглавила резина от Continental. Она оказалась лучшей, как на ледяной поверхности, так и при езде на снегу.
Далее в плотной борьбе с минимальными разрывами финишировали сразу три модели. Почетное второе место досталось шинам Pirelli. Они смогли собрать наибольшее количество лучших оценок, но в отдельных упражнениях показали себя средне. В первую очередь это «драйверская» модель. Бронзовые медали достались Goodyear, уступившей вторую строчку только за счет более слабых результатов на перестроениях и проходимости в глубоком снегу. Немного уступила лидерам Nokian, продемонстрировавшая баланс характеристик на обоих видах покрытий.
Далее с небольшим отрывом друг от друга финишировали шины Nordman и Hankook. Первые продемонстрировали отменные характеристики при езде в снег, а вторые показали баланс характеристик.
Далее в рейтинге оказалась Yokohama. В целом показатели японских шин оказались неплохими, но управляемость на льду оказалась весьма посредственная. Следующая в списке резина Gislaved, показавшая неплохой баланс, демонстрируя практически в каждом из тестов средние показатели. Сбалансированными оказались и показатели следующего участника рейтинга от Toyo, но японцы несколько лучше на снежной поверхности, чем на льду.
ТОП-10 замкнули отечественные шины Viatti. Они показали хорошие результаты при торможении на заснеженной дороге, но управляемость при этом оказалась очень слабой.
Далее в рейтинге шины Marshal. При езде на ледовой поверхности торможение покрышек удовлетворительное, но маневренность слабая. В снег же у модели полный провал с результатами. Еще ниже резина от Nexen, слабая по всем направлениям тестирования. Слабейшие результаты продемонстрировала продукция Sailun. Китайские шины не способны держать дорогу, ни в снег, ни в дождь.
Из 14 участников «европейские» BFGoodrich оказались на 12-йпозиции, но результаты тестов неоднозначные. Если на снежной дороге в целом показатели неплохие, если не переходить на экстремальные режимы вождения, но езда по льду представляет собой большую опасность.
«Фрикционки» на асфальте
При проведении тестов на сухой дороге при плюсовых температурах в первую очередь эксперты «За Рулем» оценили курсовую устойчивость и управляемость при вождении на скоростях в 130км/ч.
Точность управления и предсказуемость поведения продемонстрировали в первую очередь Goodyear и Pirelli. Слабейшие показатели у китайских Sailun и отечественных Viatti. Последние не информативны, и создают риски оказаться на «встречке» при завершении обгона. Для Viatti характерно курсовое рысканье.
С точки зрения шумности лучшие результаты у Continental, а вот среди шумных шин не только бюджетники, но и Pirelli. Тем не менее, даже аутсайдеры нельзя назвать слишком шумными. Немецкие шины лучшие и по плавности хода, в то время как наиболее жесткие Toyo, Yokohama и «европейская» BFGoodrich.
Далее прошли испытания на торможении со скорости 80км/ч и 60км/ч для сухой и мокрой поверхности. Тест в дождь выиграл BFGoodrich, опередивший следующего Sailun на 25%. Китайцы удивили. Хуже всех торможение у Viatti, уступившей китайской резине 20% длины тормозного пути. В солнечную погоду лидер тот же, но его преимущество перед следующим далее Continental составил всего 3%. Аутсайдер теста Nexen, уступивший немецким шинам около 10%.
Уровень экономичности
Далее все участники тестирования отправились в лабораторию, где проводилось сравнение показателей сопротивляемости качению, то есть способности шин экономить топливо. Примерные расчеты показывают, что с ростом коэффициента Кск на 10-15% происходит прирост расхода топлива примерно на 0,1 литра.
Лучше всех оказались показатели Sailun и шин от компании Nokian. Самые слабые показатели показали Nexen и Marshal, а средняя разница в потреблении топлива при этом составляет в пределах 0,2-0,3 литра на каждые 100 километров пробега.
Рейтинг лучших зимних шин на асфальте
Лидером испытаний 2020-го года на дорогах без снега оказалась продукция Goodyear, продемонстрировавшая отличное торможение в дождь и устойчивость во время скоростного вождения.
Далее следует резина Nokian и с минимальным отрывом Sailun. Если на снегу она была худшей, то в более теплых условиях оказалась в тройке лидеров. Далее в рейтинге расположились Continental и Pirelli. Вторая половина первой десятки формируется изделиями от Toyo, Hankook, Gislaved, Yokohama, Marshal. Несмотря на низкое 11-е место, вполне неплохо чувствует себя Nordman, а вот результаты Nexen и Viatti необходимо признать плохими, особенно при торможении на сухих и мокрых дорогах соответственно.
Вот здесь необходимо вспомнить BFGoodrich, изначально созданные для «европейской» зимы. За счет своего протектора шины, рассматривавшиеся вне общего зачета, оказались явными лидерами.
Итоговый результат 2020
Итоговый рейтинг лучших зимних шин, учитывающий результаты двух частей испытаний, возглавили премиальные решения немецких шинников из Continental. «Белые» тесты она прошла на ура, получив единственную семерку за управляемость на снежной дороге. В целом на уровне баланс езды в различных условиях и уровень экономичности.
На вторую строчку эксперты «За рулем» определили в 2020-м году Nokian Hakkapeliitta R3. Отличная в плане баланса модель, не получившая во время множества испытаний ни одной оценки ниже 7,5 баллов.
Бронза у Goodyear, причем UltraGrip Ice 2 стала последней, кто собрал свыше 900 баллов, необходимых для получения оценки «отлично». Хороши в сложных погодных условиях и обошли всех на «черных» тестах.
На твердую четверку отработали Pirelli IceZero FR, продемонстрировавшие хорошие результаты во всех тестах, но не вошедшие в лидеры по показателям экономического и шумности. Между тем, это лидер по управляемости, обеспечивающий отличную устойчивость на дороге.
Аналогичную оценку заслужила и продукция Hankook, замкнувшая ТОП-5 рейтинга. В целом у корейских специалистов получилась добротная модель, не имеющая провальных тестов, но пока не способная тягаться на равных с лидерами рынка.
Шестая позиция у Nordman RS2. Резина отлично показала себя зимой, особенно в снег, но на сухих дорогах ее показатели спускаются до средних. Модель создана в первую очередь для суровых условий.
В середине рейтинга Yokohama. Продукция японских шинников неплохо провела испытания, но оплошала по уровню шумности (худший результат) и длине тормозного пути на асфальте в солнечную погоду.
Следующее место досталось Gislaved. Резина этого бренда оказалась наиболее «ровной», одинаково пройдя все предложенные задания на одних и тех же позициях. Своеобразный середняк, подходящий для самых разнообразных условий эксплуатации.
Ниже Toyo Observe GSi-6 HP. По своим характеристикам во многом сопоставима с японскими шинами Yokohama, но не имеет в активе провальных тестов при более скромных средних показателях.
На последней позиции в десятке Sailun, причем это первые шины с посредственным количеством баллов (менее 849). На снегу они вообще оказались худшими, и только высокие показатели выступлений на «черных» трассах позволили китайскому производителю существенно улучшить свои позиции. Вполне подойдет для дорог, свободных от снега, но излишне шумит во время езды. В снег и лед ситуацию спасает только наличие ESP.
Далее с одинаковым результатом финишировали Marshal и Viatti, но добились они его через разные направления. Первые оказались в целом одинаковыми на различных видах покрытия, имея из плюсов управляемость в снег и стабильность на асфальте. В остальных условиях результаты значительно хуже, особенно на льду и в дождливую погоду. Плюс шумность. На таких шинах по льду или глубокому снегу лучше не ездить.
Для Viatti Brina характерна отличная эффективность торможения в снегу, но слабая управляемость на этом покрытии. В теплых условиях основному конкуренту проигрывает по всем параметрам, пусть и не сильно. В целом можно ездить в снег, но желательно с включенной электроникой.
Провалили тесты в Nexen, где могут занести в актив только низкую шумность и более-менее приличную курсовую остойчивость на снегу. Вот только ехать при глубоком снежном покрове такая резина отказывается совершенно.
Внеконкурсная BFGoodrich всегда обыграла в теплую погоду, и вполне сносно себя чувствовала себя в «белых» испытаниях. Лед точно не для нее, но в городских условиях с регулярной очисткой магистралей вполне подойдет.
Что купить?
После того, как эксперты «За Рулем» определились с возможностями тестируемых экземпляров, они предложили взглянуть на целесообразность их покупки с учетом рыночной стоимости осенью 2020-го года.
Сравнивая результаты с показателями «справедливой цены», в издании дают следующие результаты.
Самое выгодное предложение по Sailun Winterpro SW61, сразу на 21% дешевле справедливого ценника, но стоит помнить о плохих «белых» результатах. Выгода в 15% и 13% есть на Viatti и Nordman, но в лидерах списка они не значились. Выгодные цены предлагают покупателям Goodyear и Pirelli, чья продукция показала себя отменно. Для южнокорейских Hankook выгода покупки составляет по расчетам 6%.
На остальных цену завысили. Например, для Gislaved и Toyo всего на 3% и 4% соответственно, для резины Marshal на 5%, а премиальный Continental дороже на 7%. Куда больше переплата за Yokohama и Nokain, сразу на 15% и 16% относительно их реальных возможностей на дороге. Безоговорочный лидер же Nexen. Показавшие худший результат в тестах изделия оказались дороже своего номинала на рекордные 28%.
Для покрышек от Googrich цена полностью справедлива, единственный производитель, вышедший в ноль.
Тесты летних шин:
Для тестов грязевых шин 2022 сотрудники журнала Авторевю использовали УАЗ Патриот и Дмитровский полигон. Грязь была не совсем оффроуд, но все же для испытаний должна была подойти.
В последние годы шины Mud-Terrain пользуются большим спросом у экстрималов и путешественников. При этом отечественных тестов проведено очень мало. Лет семь назад Авторевю уже проводил подобный тест, но тогда он проходил в сухом Техасе, где для приготовления грязи использовали много воды. В этот раз грязь настоящая, русская.
В марте 2022 года журнал За Рулем выпустил тест летних шин. В рейтинг 2022 попали как отечественные, так и импортные шины.
Многие считают, что летние шины можно покупать любые, лишь бы подешевле - это же не зимние! Однако не спешите с выводами. Мы сравнили недорогие отечественные покрышки с породистыми - всего 12 моделей.
Размерность 205/55 К.16, пожалуй, самая распространенная в мире. Об этом говорит подбирающееся к четырем сотням количество моделей машин, выпущенных на таких шинах за последние 35 лет различными автопроизводителями от Лады до Maserati.
Журнал Авторевю в 2021 году решил проверить проходимость штатных шин Renault Duster, установленных с завода и сравнить их с покрышками Cordiant All-Terrain и Cordiant Off-Road 2 в размере 215/65 R16.
Автомбильный журнал За Рулем в марте 2021 года провел очередные испытания летних шин для кроссоверов. В тесте принимали участие шины размером 235/60 R18 с дорожным и универсальным рисунком протектора. Данный размер является популярным среди SUV сегмента - в нем выпускают, такие авто, как Порш Маккан, Мерседес ДжиЭльКа, Хендай Санта Фе, Киа Соренто.
Тесты зимних шин:
Размерность 205/60 R16, которая в настоящее время проходит испытания в 2023 году с классом скорости H (до 210 км/ч), в основном устанавливается на внедорожники нижнего среднего класса , но подходит и для автомобилей среднего класса. Общий вывод в этом тесте положительный: особенно рекомендуется использовать как минимум семь шин, и семь моделей по-прежнему работают удовлетворительно. Когда дело доходит до этих шин , стоит обратить внимание на детали , потому что в зависимости от вашего индивидуального профиля вождения может оказаться, что вам будет рекомендован удовлетворительный (и обычно более дешевый) кандидат на испытания, отвечающий вашим собственным требованиям.
Самый дорогой участник теста - шины Michelin X-Ice Snow, изготовленные в Китае. Новинка рынка с баснословным ценником в 10,6 тысяч рублей. Это за одну шину, не за комплект!
Почти на 1500 рублей дешевле «чистокровный немец» - Continental VikingContact 7. Более 8000 рублей просят за «обрусевшего финна» Nokian Hakkapeliitta R3 SUV. Ещё на пару «килорублей» скромнее ценники у шин Hankook Winter i*cept IZ2 (Южная Корея) и Yokohama IceGuard IG60 (Япония).
Чуть больше 5,5 тысяч придется заплатить за Nordman RS2 SUV, изготовленный в РФ. Наконец, наиболее доступный участник - отечественные шины Cordiant Winter Drive 2 SUV. При цене 4600 рублей они в два с лишним раза дешевле Мишлена. Но настолько ли хуже? Да и хуже ли?
Пандемия COVID-19 «поставила крест» на проведении плановых тестов зимней резины на полигонах Финляндии. Тем не менее, пусть и в усеченном составе, но испытания провести удалось. Площадкой для них стал Дмитровский полигон. Испытать удалось пять престижных моделей шин, рассчитанных на колесные диски размером 16 дюймов: Nokian Hakkapeliitta 10P, Michelin X-Ice North 4, Goodyear UltraGrip Arctic 2, Pirelli Ice Zero 2, Hankook Winter i*pike RS2
В сентябре 2021 года автомобильный журнал За Рулем выпустил очередной тест зимних шин. В сентябре вышел номер с шипованными шинами, а с фрикционными, вероятнее всего, выйдет в октябре.
В этом году в тестах будет участвовать ожидаемая новинка от лидера шипованного рынка – Nokian Hakkapeliitta 10 с индексом «p». В тестах ее прямым конкурентом будет Michelin X-Ice North 4, которая победила в прошлогодних тестах.